Пятница
    26.04.2024
    02:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МИР УВЛЕЧЕНИЙ!
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИЗУЧАЮ САЙТ UCOZ

Категории раздела
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [8]
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [1]
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЧИ [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Главная » Файлы » ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОПИСАНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
29.04.2013, 10:32

 

15. Большая буква в кличках животных.

Были у Сени собака Шарик да кошка
Мурка. Шарик с Сеней в лес ходил.
А Мурка в лес не ходила, дома сидела,
мышей ловила. А как сойдутся Шарик
с Муркой, так и подерутся.

 Клички животных пишутся с большой буквы.   

Ты поди, моя Бурёнушка, домой!
Ну, тащися, Сивка!
Курица Рябушка яичко снесла.
Вася сделал для Жучки конуру.

Упражнение 60. Ответьте устно на вопросы:

Какие знаете клички собак?
Какие знаете клички лошадей?
Какие знаете клички коров?
Какие знаете клички кошек?
Какие знаете клички домашних птиц?

 

Упражнение 61. Выпишите сначала клички лоша-
дей, потом — клички коров.

Гнедко, Бурёнка, Сивка, Чернушка, Кра-
савка, Пегашка, Белянка, Ветерок.

Образец:

Упражнение 62. Напишите сами пять кличек собак,
какие знаете.

 

16. Беседа о предметах.

Какие инструменты имеются у плотника? (топор, ...)
Какие инструменты у сапожника?
Какие инструменты у портного?

Какую вы знаете обувь? (сапоги, ботинки, ...)
Какую вы знаете одежду? (пальто, ...)
Какие бывают головные уборы? (шапка, ...)

Каких вы знаете зверей?
Каких вы знаете птиц?

Какие овощи растут на огороде?
Какие фрукты растут в саду?

Упражнение 63. Прочитайте вслух и выпишите
названия грибов.

Грибы и ягоды.

Брусника, рыжик, земляника, черника,
подосиновик, берёзовик, крыжовник, клуб-
ника, волнушка, груздь, опёнок, смородина,

мухомор.

Упражнение 64. Выпишите названия фруктов.

Овощи и фрукты.

Капуста, свёкла, петрушка, картофель,
яблоко, репа, морковь, груша, редька, салат,
слива, огурец, горох, персик, лук, апельсин,
лимон.

Загадка.

Сарафан, не сарафан,     
платьице, не платьице,  
а как станешь раздевать,
досыта наплачешься.     
(Л-к.)

Упражнение 65. Из данного списка слов выпишите
названия дней недели.

Весна, утро, солнце, понедельник, лето,
среда, пятница, осень, вторник, вечер, чет-
верг, ночь, суббота, зима, воскресенье.

Упражнение   66.   Каким   одним   (общим)   именем
можно назвать следующие предметы:

Ландыш, ромашка, фиалка —... .
Сосна, ель, берёза, рябина —... .
Репа, свёкла, морковь—... .
Малина, черника, земляника — ... .

Голубь, грач, скворец—... .
Пчела, шмель, бабочка—... .
Окунь, карась, щука—... .
Медведь, белка, волк, лиса—... .

Слова для справок: деревья, цветы, овощи,ягоды,
птицы, звери, насекомые, рыбы.

Упражнение 67. Ответьте, как называются детё-
ныши у животных.

У коровы — телёнок. У кошки—.... У ко-
зы—... . У овцы—... . У утки—... . У во-
роны—... . У лисы—.... . У льва—... .

Слова для справок: львёнок, утёнок, котёнок,
козлёнок, воронёнок, ягнёнок, лисёнок.

Упражнение 68. Выпишите названия предметов, которые отвечают на вопрос что?

Слова  для   справок:   стул,  скамейка,  лошадь,
лев, чайник, стакан, ручка, книга.

Упражнение 69. Выпишите названия посуды.

Слова для справок: калоши, горшок, мышь,
ведро, тарелка, груша, белка, чашка.

Упражнение 70. Выпишите названия обуви.

Одежда и обувь.

Пальто, рубашка, ботинки, платье, шуба,
сапоги, калоши, брюки, туфли, юбка, кофта,
валенки.

 

17. Действия предметов.

Гусь.

Плавает гусь по воде,
гребёт перепончатыми лап-

ками. Таскает он из воды

червячков, глотает тину,

щиплет траву. И привольно

ему, и весело!

Перечислите, что делает гусь.

Упражнение 71.   Кто  нарисован  на   каждой   картинке?

Что   делает   собака?   Что   делает   заяц?
Что делает охотник?

Слова: плавает, гребёт, таскает, лает, стре-
ляет, бежит — обозначают действия предметов.
К этим словам можно поставить вопрос: что делает?

Упражнение 72.  Смотрите на картинку и расска-
зывайте  по  данным  вопросам,  что нарисовано на ней.
Что делает мальчик? (Дайте ему имя.)
Что делает девочка? (Дайте ей имя.)
Что делает кролик?
Что делают молодые кролики?

Упражнение 73. Отвечайте, кто что делает.

Что делает учитель?—Учитель учит.
Что делает ученик? Что делает кузнец?

Что делает доктор? Что делает птичка?

Упражнение 74. Напишите, кто как голос подаёт.

Корова мычит. Лошадь.... Собака ....
Волк .... Ворона ... . Петух .... Мед-
ведь .... Кошка .... Мышь .... Овца ....

Слова для справок: пищит, мяукает, блеет,
ревёт, каркает, поёт, воет, ржёт, лает.

Упражнение 75. Отвечайте, кто как передвигается.

Птица летает. Рыба .... Червяк ....
Лягушка .... Собака ....

Слова для справок: ползает, плавает, бегает,
прыгает.

Упражнение 76. Спишите; дописывайте нужные cлова.

Воробей прыгает. Улитка .... Волк ....
Щука.... Заяц.... Лягушка.... Грач....

Слова для справок: скачет, ползает, плавает, бегает,
летает, прыгает.

Упражнение 77. Спишите; дописывайте нужные слова.

Солнышко светит. Молния ... . Гром ... .
Снег  ... .   Огонёк  ... .  Травка   ... .  
Рo-са  ... .  Ветерок  ... .  Ручеёк  ... .   Звёз-
дочка ... .

Слова для справок: тает, зеленеет, сверкает,
пылает, гремит, блестит, шумит, журчит,

мерцает.

Упражнение 78. Спишите; дописывайте нужные слова.

Ласточка щебечет. Жаворонок ... . Со-
ловей ... . Кукушка ... . Голубь ... . Во-
робей... . Ворона .... Курица ... . Утка ... .

Слова для справок: поёт, крякает, каркает,
воркует, кукует, чирикает, кудахчет.

18. Рассказ по картинке.

Упражнение  79.   Рассмотрите   картинку.   Кто   на
ней нарисован? Сколько детей? Назовите их но именам.

Напишите  ответы  на вопросы.

Что делает Нина?
Что делает Валя?
Что делает Миша?
Что делает Соня?
Что делает Лиза?

полет
поливает
несёт воду
убирает траву
рыхлит землю

 

19. Признаки предметов.

Играют дети — Таня с Катей.
—  Таня, подай мне платок!
—  Какой?
—  Белый, большой, вязаный.
Таня находит платок и подаёт Кате.
—  Катя, принеси мне ленту.
—  Какую?
—  А помнишь: голубую, узенькую.
—  Помню,     сейчас     принесу, — сказала Катя.

Почему Таня  догадалась,  какой  платок нужно  по-
дать?
Почему  Катя узнала, какую ленту нужно принести?

Предмет   можно   легко   узнать,   если   сказать,  
какой он.

Дом какой? — Новый, деревянный.
Яблоко какое? — Круглое, румяное, сладкое, вкусное.
Репа какая?— Круглая, жёлтая, вкусная.

_____

Какие бывают предметы?

Листья    зелёные,   жёлтые,   красные,
большие, маленькие.
Цветы красные, белые, синие, голубые,
жёлтые, лиловые.
Фрукты сладкие, вкусные, сочные, кис-
лые.

Отвечайте  на  вопросы:

Что знаете сладкое? Что знаете кислое? Что знаете
горькое?

_____

Назовите,  что это.

Кудрявая, зелёная, белоствольная ... .
Холодная, прозрачная, чистая ... .
Большой, высокий, каменный ... .
Сильный, резкий, холодный ... .
Белый, пушистый ... .

Слова   для   справок:   дом,   вода,   берёза,   снег,
ветер.

Упражнение    80.   Ответьте,   что   можно   сказать
о следующих предметах.

Стол (какой?) ... .    Стена (какая?) ... .
Солнце (какое?)... . Молоко (какое?) ... .
Собака ... .                 Комната ... .

Образец: Стол деревянный, новый, крашеный ... .

Упражнение 81. Подберите к данным словам под-
ходящие по смыслу предметы.

Ясное, голубое ... .
Сочное, румяное ... .
Быстрый, светлый ... .
Сильный, холодный ... .
Дремучий, хвойный ... .
Белый, сладкий ... .

Слова для справок:   сахар,  небо,  лес, ручеёк,
яблоко, ветер.

Упражнение 82. Ответьте,  что  обозначают выделенные слова.

Цветёт синий колокольчик.
Отцветает жёлтый одуванчик.
Распускается голубая незабудка.
Тянется к солнцу красный мак.

Упражнение 83. Ответьте, какими бывают данные предметы.

Солнце ... .  
Лес ... .  
Туча ... .  
Снег ... .
Вода ... .

большая, грозовая
белый, холодный
яркое, жаркое
чистая, прозрачная
тёмный, дремучий

  Упражнение 84. Подберите   к   словам   из   левого
столбика подходящие слова из правого столбика.

Родная ... .     Быстрый ... .

Стальное... .   Серый ... .

Ночной ... .     Белый ... .

Верный ... .    Душистое ... .

ручей, страна

снег, друг

сено, сторож

перо, волк

Образец:

 

20. Повторение.

Упражнение   85.   Прочитайте    стихотворение  и
ответьте на вопрос заглавия.

Откуда стол пришёл?

Берёте книгу и тетрадь,
садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
откуда стол пришёл?
Недаром пахнет он сосной —
пришёл он из глуши лесной.
Вот этот стол, сосновый стол,
к нам из лесу пришёл.

 

Назовите, какая у вас в классе есть мебель.
Какие ещё предметы относятся к мебели?
Какие в классе учебные принадлежности?

Что    в    классе    деревянное?    Что   железное?   Что
стеклянное?

Что стоит в классе? Что лежит? Что висит?
Кто сидит в классе?
Кто стоит? Кто говорит?

Упражнение  86.  Ответьте,    что    можно   сказать
о следующих животных.

Козлик упрямый.  Заяц  ... .  Лиса ... .
Волк ... . Белка ... . Медведь ... .

(хитрая, шустрая, жадный, трусливый, неуклюжий)

Защитник.

Упражнение 87. Назовите животных, которые на-
рисованы на картинке.
Что они делают?
Объясните название картинки.

21. Гласные и согласные звуки.

Мама. Дом. Ум. Ухо. Эхо. Лист.

Читайте вслух слова и отвечайте:

1.  Сколько  слогов  в  слове  мама? Какой  первый
слог? Какой второй?
Сколько звуков в слоге ма? Какой  первый звук?
Какой второй звук?
2.  Сколько слогов в слове ухо? Какой первый слог?
Какой второй?
Сколько звуков в слоге хо? Какой первый? Какой
второй?
3. Сколько всего звуков в слове ухо? А в слове
мама
? Назовите их по порядку.

Звуки бывают гласные и согласные.
При произношении гласных звуков воздух сво-
бодно проходит через рот:
а, о, у, э, ы, и.

При произношении согласных звуков воздух
встречает на своём пути препятствия: зубы (з, с),
сжатые губы (б, п), язык (д, т).
Согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, 
п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

 

Гласный звук и один может составлять слог, а
согласный — только вместе с гласным:
         у-хо,   э-хо,   и-ду,   о-са.

Упражнение 88. Читайте слова и называйте в них
все звуки: сначала гласные, потом согласные.

Часы, усы, кот, дом, эхо, шар.

 

22. Гласные буквы.

Нина-учительница.

Нина учила куклу:
— Учи буквы!
Это буква а.
Это буква о.
Это буква у.
Это буква и.
Это буква ы.
Это буква э.
Это буква е.
Это буква ё.
Это буква ю.
Это буква я.

Гласных букв десять:

а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я.

Упражнение 89. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы.

Люся была больна. У неё болели зубы.
Мама дала ей лекарство. Это помогло.

Упражнение 90. Припомните и назовите слова,
которые начинаются с гласных букв. На какую глас-
ную букву нет слов?

Упражнение 91. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы.

По стране и днём и ночью,
от утра и до утра,
раздаётся гул рабочий,
звон пилы и топора.

Упражнение 92. Прочитайте и определите,
сколько в каждом слове гласных букв. Спишите и подчеркните
в словах гласные буквы.

Высокие горы,
большие поля,
степные просторы —
родная земля.

 

Сколько в слове гласных букв,  столько в нём  
и слогов:
            го-ры, зем-ля, боль-ши-е, род-на-я.

 

Упражнение 93. Спишите, разделяя слова на слоги.

Упражнение 94. Придумайте несколько слов со
звуком а в начале, в середине и на конце. Запишите
эти слова.

Образец: арбуз, сад, вода.

Упражнение 95. Придумайте и напишите пять
слов со звуком о на конце.

Образец:  лицо, стекло ... .

Упражнение 96. Придумайте по три слова со зву-
ком у и со звуком и в начале и в середине. Запишите
эти слова.

Образец: ученик, минута ... ;
          ива, квартира ... .

 

23. Звук и буква й.

мой   
мо-и

твой
тво-и

рой  
ро-и

са-рай
са-ра-и

 

Звук й слога не составляет.
Буква й пишется только после гласных.
Отличайте й от и.

Упражнение 98. Спишите, разделяя слова на слоги.

Москва — мой родной и любимый город.

Упражнение 99. Измените  слова  по  данному об-
разцу и напишите их.

Свои — свой,    урожаи,    сараи,    попугаи,
часовые, герои, трамваи.

Упражнение 100. Измените слова по данному
образцу и напишите их.

Рисую чайник — рисуй чайник. Пускаю
змей. Собираю грибы. Читаю книгу. Ко-
паю грядку. Играю на скрипке. Слушаю
песню. Решаю задачу. Гуляю и играю на
лужайке.

Упражнение 101. Допишите слова, вставляя вместо
точек букву й.

Летит стая граче... . Сено убрали в са-
ра... . Под горо... бежит руче... . Поёт
солове... . Зна... героев свое... страны.
Охраня... колхозны... урожа... . За правду
сто... горо... .

Упражнение 102. Спишите и подчеркните слова
с буквой й на конце.

Весёлый ветер лагерей
встречает нас весной,
цветы лугов, простор полей,
зелёный шум лесной.

Упражнение 103. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й в середине.

Урожай, война, клей, муравей, ручейки,
лужайка, май, скамейка, жнейка, соловей,
красный, чайка, чайник, трамвай, сарай,
ошейник, копейка.

Упражнение 104. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й на конце.

Пью чай. Летит стайка грачей. Запрягай
лошадей. Охраняй урожай. Холодно зайцу
зимой. Делай змей. Дай мне лейку. Мой
дедушка старый, но бодрый.

Упражнение 105.   Спи-
шите.

Зайка.

За ёлкой зайка. Хо-
лодно     зимой    зайке.
Скачет  он по опушке
весной.    Снег    белый,
и зайка белый.

Упражнение 106. Ответьте  письменно  на  данные
вопросы.

Чем умывают лицо?         косой
Чем пилят дрова?             зимой
Чем метут улицу?              часовой
Кто стоит на посту?          пилой
Когда бывают морозы?   водой
Чем косят траву?               метлой

Образец:

Упражнение 107. Спишите и подчеркните слова с буквой й.

Наступил светлый май. На лужайке слы-
шится детский крик. Бежит ручей. Цветёт
красный мак. Пчёлы летят в улей.

Упражнение 108. Составьте рассказ со следую-
щими словами:

май, лужайка, ручей, соловей, зайка.

24. Буква ъ (твёрдый знак).

ем — съем
ешь — съешь
есть — съесть

сел — съел
сели — съели
едим — съедим

едят—съедят

 

ъ (твёрдый знак) никакого звука не обозначает.

Упражнение 109. Прочитайте примеры.

Ваня сел и яблочко съел.
Дети сели и весь суп съели.
Черви на яблоне листья объели.

Упражнение  110.  Спишите  слова  и   подчеркните
букву ъ.

Въезд. Съезд. Подъезд. Отъезд. Объезд.
Ехал, въехал, съехал, подъехал.

Упражнение   111.   Перепишите;   слова   с  ъ   под-
черкните.

Ехал в гору. Въехал на гору.
Сьехал с горы. Подъехал к мосту.

 

25. Слова с буквой э.

Эхо.

Катя не знала, что такое эхо.
Вася пошёл с ней к лесу.
—  Эй!—закричал Вася.
И  в лесу закричало:—Эй!
—  Кто это кричит?—спросила Катя.
—  Это эхо,— ответил Вася.

 

эй
этот

эта
это

эти
эхо

этаж
этажерка

 

При письме букву э надо отличать от буквы е:
Слышно эхо. Надо ехать.

Прочитайте:

— Эй, кто там? — Это я.
—  Кто ты?—Я, Митя.
—  Это ты стучал? — Я.

Упражнение 112. Спишите; подчеркните в словах укву э.

Всё на солнце серебрится:
эта травка, эти птицы,
эти горы, эти долы,
эти мошки, эти пчёлы.

Упражнение 113. Спишите; слова с буквой э под-
черкните.

В нашем доме два этажа. На первом
этаже живут Боря и Варя. На втором
этаже живут Коля, Соня и Юра.

Упражнение 114. Данные слова соединяйте со сло-
вами этот, эта, это, эти — где какое подходит—
и записывайте.

Ручей. Озеро. Мельница. Луга.
Синичка. Скворец. Сорока. Стая.
Ученик. Ученица. Класс. Пионеры.

Образец:  Этот колхоз. Это поле.

Упражнение 115. Спишите данные слова; букву э под-
черкните.

Эхо, этаж, этажерка, экзамен. Это моё.
Это твоё. Это ваше. Это наше. Это общее.

Упражнение 116. Спишите; слова с буквой э подчеркните.

В лесу раздалось эхо. В нашем доме
три этажа. Положи эти книги на этажерку.
Коля успешно выдержал экзамен.

Категория: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Белянушка | Теги: русский язык, учебники, школа.1 класс
Просмотров: 1964 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0