Были у Сени собака Шарик да кошка Мурка. Шарик с Сеней в лес ходил. А Мурка в лес не ходила, дома сидела, мышей ловила. А как сойдутся Шарик с Муркой, так и подерутся.
Клички животных пишутся сбольшой буквы.
Ты поди, моя Бурёнушка, домой! Ну, тащися, Сивка! Курица Рябушка яичко снесла. Вася сделал для Жучки конуру.
Плавает гусь по воде, гребёт перепончатыми лап- ками. Таскает он из воды червячков, глотает тину, щиплет траву. И привольно ему, и весело!
Перечислите, что делает гусь.
Упражнение 71. Кто нарисован на каждой картинке?
Что делает собака? Что делает заяц? Что делает охотник?
Слова: плавает, гребёт, таскает, лает, стре- ляет, бежит — обозначают действия предметов. К этим словам можно поставить вопрос: что делает?
Упражнение 72. Смотрите на картинку и расска- зывайте по данным вопросам, что нарисовано на ней. Что делает мальчик? (Дайте ему имя.) Что делает девочка? (Дайте ей имя.) Что делает кролик? Что делают молодые кролики?
Упражнение 73. Отвечайте, кто что делает.
Что делает учитель?—Учитель учит. Что делает ученик? Что делает кузнец? Что делает доктор? Что делает птичка?
Слова для справок: поёт, крякает, каркает, воркует, кукует, чирикает, кудахчет.
18. Рассказ по картинке.
Упражнение 79. Рассмотрите картинку. Кто на ней нарисован? Сколько детей? Назовите их но именам.
Напишите ответы на вопросы.
Что делает Нина? Что делает Валя? Что делает Миша? Что делает Соня? Что делает Лиза?
полет поливает несёт воду убирает траву рыхлит землю
19. Признаки предметов.
Играют дети — Таня с Катей. — Таня, подай мне платок! — Какой? — Белый, большой, вязаный. Таня
находит платок и подаёт Кате. — Катя, принеси мне ленту. — Какую? — А помнишь: голубую, узенькую. — Помню, сейчас принесу,
— сказала Катя.
Почему Таня догадалась, какой платок нужно по- дать? Почему Катя узнала, какую ленту нужно принести?
Предмет можно легко узнать, если сказать, какой он.
Упражнение 84. Подберите к словам из левого столбика подходящие слова из правого столбика.
Родная ... . Быстрый ... .
Стальное... . Серый ... .
Ночной ... . Белый ... .
Верный ... . Душистое ... .
ручей, страна
снег, друг
сено, сторож
перо, волк
Образец:
20. Повторение.
Упражнение 85. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос заглавия.
Откуда стол пришёл?
Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл? Недаром пахнет он сосной — пришёл он из глуши лесной. Вот этот стол, сосновый стол, к нам из лесу пришёл.
Назовите, какая у вас в классе есть мебель. Какие ещё предметы относятся к мебели? Какие в классе учебные принадлежности?
Что в классе деревянное? Что железное? Что стеклянное?
Что стоит в классе? Что лежит? Что висит? Кто сидит в классе? Кто стоит? Кто говорит?
Упражнение 86. Ответьте, что можно сказать о следующих животных.
Упражнение 87. Назовите животных, которые на- рисованы на картинке. Что они делают? Объясните название картинки.
21. Гласные и согласные звуки.
Мама. Дом. Ум. Ухо. Эхо. Лист.
Читайте вслух слова и отвечайте:
1. Сколько слогов в слове мама? Какой первый слог? Какой второй? Сколько звуков в слоге ма? Какой первый звук? Какой второй звук? 2. Сколько слогов в слове ухо? Какой первый слог? Какой второй? Сколько звуков в слоге хо? Какой первый? Какой второй? 3. Сколько всего звуков в слове ухо? А в слове мама? Назовите их по порядку.
Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласных звуков воздух сво- бодно проходит через рот: а, о, у, э, ы, и.
При произношении согласных звуков воздух встречает на своём пути препятствия: зубы (з, с), сжатые губы (б, п), язык (д, т). Согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш.
Гласный звук и один может составлять слог, а согласный — только вместе с гласным: у-хо, э-хо, и-ду, о-са.
Упражнение 88. Читайте слова и называйте в них все звуки: сначала гласные, потом согласные.
Часы, усы, кот, дом, эхо, шар.
22. Гласные буквы.
Нина-учительница.
Нина учила куклу: — Учи буквы! Это буква а. Это буква о. Это буква у. Это буква и. Это буква ы. Это буква э. Это
буква е. Это буква ё. Это буква ю. Это буква я.
Гласных букв десять:
а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я.
Упражнение 89. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.
Люся была больна. У неё болели зубы. Мама дала ей лекарство. Это помогло.
Упражнение 90. Припомните и назовите слова, которые начинаются с гласных букв. На какую глас- ную букву нет слов?
Упражнение 91. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.
По стране и днём и ночью, от утра и до утра, раздаётся гул рабочий, звон пилы и топора.
Упражнение 92. Прочитайте и определите, сколько в каждом слове гласных букв. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.
Высокие горы, большие поля, степные просторы — родная земля.
Сколько в слове гласных букв, столько в нём и слогов: го-ры, зем-ля, боль-ши-е, род-на-я.
Упражнение 93. Спишите, разделяя слова на слоги.
Упражнение 94. Придумайте несколько слов со звуком а в начале, в середине и на конце. Запишите эти слова.
Образец: арбуз, сад, вода.
Упражнение 95. Придумайте и напишите пять слов со звуком о на конце.
Образец: лицо, стекло ... .
Упражнение 96. Придумайте по три слова со зву- ком у и со звуком и в начале и в середине. Запишите эти слова.
Образец: ученик, минута ... ; ива, квартира ... .
23. Звук и буква й.
мой мо-и
твой тво-и
рой ро-и
са-рай са-ра-и
Звук й слога не составляет. Буква й пишется только после гласных. Отличайте й от и.
Упражнение 98. Спишите, разделяя слова на слоги.
Москва — мой родной и любимый город.
Упражнение 99. Измените слова по данному об- разцу и напишите их.
Свои — свой, урожаи, сараи, попугаи, часовые, герои, трамваи.
Упражнение 100. Измените слова по данному образцу и напишите их.
Рисую чайник — рисуй чайник. Пускаю змей. Собираю грибы. Читаю книгу. Ко- паю грядку. Играю на скрипке. Слушаю песню. Решаю задачу. Гуляю и играю на лужайке.
Упражнение 101. Допишите слова, вставляя вместо точек букву й.
Летит стая граче... . Сено убрали в са- ра... . Под горо... бежит руче... . Поёт солове... . Зна... героев свое... страны. Охраня... колхозны...
урожа... . За правду сто... горо... .
Упражнение 102. Спишите и подчеркните слова с буквой й на конце.
Весёлый ветер лагерей встречает нас весной, цветы лугов, простор полей, зелёный шум лесной.
Упражнение 103. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й в середине.
Урожай, война, клей, муравей, ручейки, лужайка, май, скамейка, жнейка, соловей, красный, чайка, чайник, трамвай, сарай, ошейник, копейка.
Упражнение 104. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й на конце.
Упражнение 111. Перепишите; слова с ъ под- черкните.
Ехал в гору. Въехал на гору. Сьехал с горы. Подъехал к мосту.
25. Слова с буквой э.
Эхо.
Катя не знала, что такое эхо. Вася пошёл с ней к лесу. — Эй!—закричал Вася. И в лесу закричало:—Эй! — Кто это кричит?—спросила Катя. —
Это эхо,— ответил Вася.
эй этот
эта это
эти эхо
этаж этажерка
При письме букву э надо отличать от буквы е: Слышно эхо. Надо ехать.
Прочитайте:
— Эй, кто там? — Это я. — Кто ты?—Я, Митя. — Это ты стучал? — Я.
Упражнение 112. Спишите; подчеркните в словах укву э.
Всё на солнце серебрится: эта травка, эти птицы, эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчёлы.
Упражнение 113. Спишите; слова с буквой э под- черкните.
В нашем доме два этажа. На первом этаже живут Боря и Варя. На втором этаже живут Коля, Соня и Юра.
Упражнение 114. Данные слова соединяйте со сло- вами этот, эта, это, эти — где какое подходит— и записывайте.