В. Г. ПОЛЯКОВ и В. М. ЧИСТЯКОВ РУССКИЙ ЯЗЫК ГРАММАТИКА. ПРАВОПИСАНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧЕБНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИЗДАНИЕ ВОСЬМОЕ Утверждён Министерством просвещения РСФСР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР МОСКВА 1 9
52
Сколько тут предложений? О ком говорится в первом предложении? А во вто- ром? А в пятом?
Упражнение 2. Спишите данные предложения.
Мы смотрим картинку. Мы читали. Мы писали предложения.
2. Составление предложений по картинкам.
Беседа.
Кто нарисован на первой картинке? Что он делает? Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает? Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец? Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?
Кто нарисован на этих картинках? Что делает петух? собака? кошка? мышка?
Упражнение 3. Составьте по одному предложению к каждой картинке.
Упражнение 4. Напишите два предложения по кар- тинкам (по выбору). Образец:
3. Составление предложений о предметах.
Что стоит в классе на полу? Что висит на стенах? Что лежит на столе? Что лежит на партах? Что стоит в углу? Что лежит в шкафу? Что висит на доске? А кто сейчас находится в классе? Кто стоит? Кто сидит? Кто спрашивает? Кто отвечает?
Упражнение 5. Составьте по одному предложению о каждом предмете в классе. Образец: Стол стоит. Карта висит. Ученик отвечает.
Упражнение 6. Составьте и запишите по одному предложению о трех предметах, которые есть в классе (по выбору). Образец: Картина висит. Прочитайте вслух записанные предложения. После каждого предложения делайте остановку.
Почему третье и четвёртое предложения трудно читать?
Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении пишется отдельно.
Упражнение 7. Сосчитайте, сколько слов в первом предложении. Сколько во втором? Сколько слов в третьем предложении? Прочтите их. Сколько слов в четвёртом предложении? Прочтите их.
Упражнение 8. Спишите.
Упражнение 9. Прочитайте.
Зимой.
Пришла зима. Настали сильные морозы. Зимой на улице холодно. Мороз щиплет нос.
Сколько предложений в рассказе „Зимой"? Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Сколько слов в третьем предложении?
Упражнение 10. Составьте предложения из двух слов (про мальчика, про девочку, про зиму, про мороз).
Упражнение 11. Придумайте и скажите предложе- ния из трёх слов (про кого или про что хотите).
Упражнение 12. Прочитайте предложения вслух.
Мама — моё любимое слово. Я люблю свою маму.
Наша речь состоит из слов. Слова мы говорим, поём. Слова
мы слышим, когда их говорят другие. Слова мы читаем, пишем. Из слов мы составляем предложения.
Упражнение 13. Придумайте два предложения по два или но три слова в каждом; запишите их.
5. Слог.
Мы ве-сё-лы-е ре-бя-та. На-ше и-мя ок-тя-бря-та. Мы не лю-бим лиш-них слов. Будь го-тов!
Всег-да го-тов!
Прочитайте (или спойте) эту песню все вместе, хором. Произносите слова по частям, как указано. Прочитайте песню ещё раз, хлопая в ладоши; каждую часть слова отмечайте одним хлопком.
Слова при чтении можно произносить раздельно, по частям, по слогам.
Прочитайте хором по слогам:
— Гу-си, гу-си! — Га-га-га! — Есть хо-ти-те? —Да, да, да!
Упражнение 14. Прочитайте хором и спишите.
Дож-дик, дож-дик, ве-се-лей! Ка-пай, ка-пай, не жа-лей! Толь-ко нас не за-мо-чи. К нам в о-кош-ко не сту-чи.
Читайте вслух.
Слова в один слог: мы, да, я, ты, лес, снег. Слова в два слога: имя, гуси, любим, зима, зимой. Слова в три слога: ребята, хотите, картинка. Слова в четыре слога: октябрята,
весёлые.
Есть слова в пять слогов и больше.
Упражнение 15. Прочитайте и скажите, сколько слогов в словах.
Дом, лес, луг, степь. Школа, дети, книги, урок. Озеро, деревня, берёзы. Самолёты, пароходы.
Упражнение 16. Выпишите сначала слова в один слог (односложные), потом — в два слога (двусложные), а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четы- рёхсложные).
На лыжах бегать стану я, коньки налажу быстрые. Пришла зима румяная, морозная, пушистая.
Упражнение 17. Придумайте и скажите 5 слов в один слог (односложные). Придумайте и скажите 5 слов в два слога (двусложные). Придумайте и скажите 5 слов в три слога (трёхсложные).
Упражнение 18. Даётся первый слог для дву- сложных слов; придумайте сами второй слог, чтобы получились слова.
ко- ра- ро- ка-
Образец: ко-са, ко-за.
Упражнение 19. Даётся второй слог для двуслож- ных слов; первый слог придумайте сами, чтобы полу- чились слова.
-ра -ша -ма -тя
Образец: Ве-ра, И-ра.
Упражнение 20. Составьте из слогов слова и за- пишите. Имена пишите с большой буквы.
Упражнение 21. Срисуйте клеточки, как здесь, и впишите в них слоги, чтобы получились слова.
Упражнение 22. Смотрите на рамку со слогами; выбирайте слоги и составляйте из них слова. Состав- ленные слова записывайте.
Образец: Маша.
6. Перенос слов.
Если слово не помещается на строке, тогда часть этого слова переносят на другую строку.
При переносе слов употребляется чёрточка (-). Переносить слова можно только по слогам: бе-рёза, берё-за; маль-чик, ко-рабль.
Первый слог из одной буквы не оставляется на прежней строке. Последний слог из одной буквы на новую строку: оси-на, пе-ние.
Упражнение 23. Спишите и чёрточками покажите, как можно перенести данные слова с одной строки на другую.
Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог? Какой второй? Сколько звуков в слоге ма? Какой первый звук? Какой второй звук?
Слова состоят из звуков. На письме звуки изображаются буквами. Звуки мы слышим, произносим. А буквы мы видим, читаем, пишем.
Упражнение 36. Отвечайте на вопросы:
Сколько звуков в слове Маша? А сколько букв? Сколько звуков в слове чай? А сколько букв? Сколько звуков и букв в слове позвала? Сколько букв в слове пить? А сколько в нём звуков? Какие? Зачем же в этом слове мягкий знак (ь)?
9. Русская азбука, или алфавит.
Русский алфавит состоит из 33 букв. Буквы бывают большие,или прописные (А,Б,В...), и малые, или строчные (а, б, в...). Буквы в алфавите расположены в таком порядке:
10. Большая буква в начале предложения.
Первое слово в предложении пишется с боль- шой буквы. В конце предложения ставится точка.
Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Грач прилетает.
С какой буквы надо писать первое слово в предло- жении? Что надо ставить в конце предложения?
Упражнение 37. Прочитайте статью.
Жатва.
Созрели рожь и пшеница. Началась жатва. Колхозники вышли в поле. Гудят тракторы. Жужжат жнейки. Колхозницы вяжут снопы. Ребята собирают колосья.
Сколько предложений в этой статье? Каким знаком отделено одно предложение от дру- гого? С какой буквы написано первое слово каждого предложения?
Упражнение 38. Прочитайте рассказ.
Зима.
Пришла зима выпал снег дети были на дворе они делали куклу из снега.
Почему этот рассказ трудно читать? Сосчитайте, сколько в нём предложений. Разделите рассказ на предложения и спишите.
Упражнение 39. Прочитайте статью „Осень". Раз- делите её на предложения. Спишите её.
Осень.
Опустели поля пожелтела трава обле- тели листья поредели леса птички улетели загудел ветер полил дождь
Упражнение 40. Прочитайте статью „Летом". Ука- жите, где должны быть точки. Какие слова надо писать с большой буквы?
Упражнение 41. Поставьте точки и спишите ста- тью „После грозы". С какой буквы вы будете писать первое слово в каждом предложении?
После грозы.
Дождь перестал гроза утихла гром вдали гремит в лугах закипела работа
11. Большая буква в именах и фамилиях.
Игра в прятки.
Дети играли в прятки. Костя залез в копну сена. Таня и Катя забрались в са- рай. Маленькая Настя встала за крылечко. Юра спрятался в малинник. Миша водит.
Имена людей пишутся с большой буквы.
Упражнение 42. Допишите предложения. Имена пишите с большой буквы.
Упражнение 43. Выпишите сначала мужские имена, а потом — женские имена.
Возвратился Ваня с поля. — Где ты пропадал? — Землянику по оврагу, мама, собирал. Следом Лиза прибежала.— Ну, где ты была? — Мама, мама, я цветочков в поле нарвала. — Ну, а ты где был, Павлуша? — Грядки поливал и цыплят стерёг, чтоб коршун их не заклевал.
Расскажите: Где был Ваня? Где была Лиза? Где был и что делал Павлуша? Выпишите имена детей из этого рассказа.
Упражнение 45. Выпишите сначала имена девочек, а потом — имена мальчиков.
Иван Белов, Сергей Громов, Владимир Смир- нов, Анна Фомина, Ольга Карасёва.
Упражнение 46. Напишите имена и фамилии своих товарищей или подруг.
Образец: Николай Иванов. Вера Соколова.
12. Предметы.
Что растёт на ёлке? Чем украшают ёлку?
Ёлка.
Что растёт на ёлке? Шишки да иголки. Разноцветные шары не растут на ёлке. Не растут на ёлке пряники и флаги. Не растут орехи в золотой бумаге. Эти флаги и шары Новый год развесил для советской детворы, чтобы год был весел.
Упражнение 47. Назовите предметы, которые на- рисованы на картинках.
Упражнение 48. Прочитайте стихотворение.
Первое дежурство.
Я дежурю первый раз, прибираю первый класс. Замечательный класс получается у нас! Вот доска заблестела, вот и стол засиял. Даже наш кусочек мела в десять раз белее стал.
Назовите предметы, какие находятся в вашем классе; запишите их. Пишите так:
Предметы в классе: стол, стул, доска, шкаф, парты, ... (Допишите, какие есть ещё.)
13. Названия предметов.
Назовите предметы, которые нарисованы на кар- тинках.
Отвечайте на вопросы:
Какие предметы находятся в комнате? В комнате находятся следующие предметы: стол, кровать, стулья, шкаф, ... (ещё что?).
Какие предметы находятся на дворе? Что вы видели в лесу? Кого вы там видели? Какие предметы у тебя в сумке? Что на тебе надето?
Стол, кровать, сарай, двор, корова, лошадь, лес, берёза, сумка, рубашка — всё это предметы. Каждый предмет имеет своё название.
Упражнение 49. Припомните и назовите предметы, которые вы видели на прогулке. Припомните и назовите предметы, которые вы ви- дели на реке. Что выросло летом на огороде? Что уродилось в поле? Что уродилось в саду? Кто работал на огороде? в поле? в саду?
О предметах можно спросить: кто это? или что это?
Кто это? — Ученик. Что это?— Стол.
Упражнение 50. Запишите названия предметов по порядку картинок.
Упражнение 51. Нарисуйте сами пять предметов (какие хотите) и подпишите их названия.
Упражнение 52. Спишите.
Любит Наташа лето. Летом в лесу она собирает грибы, ягоды. Наташа видела белку, ежа, малиновку.
Ответьте устно на вопросы: Что любит Наташа? Что собирает Наташа в лесу? Кого видела Наташа в лесу?
Гнёздышко.
Дети нашли в кустах гнёздышко. — Гляди, Петя, три птички!.. На другое утро при- шли дети, а гнёздышко было пусто.
Ответьте на вопросы: Кто был в лесу? Что нашли дети в кустах? Кто был в гнёздышке?
Загадка.
Без рук, без топорёнка построена избёнка.
Упражнение 53. Прочитайте, а затем напишите ответы по данному образцу.
У птички гнёздышко. У мышки .... У белки .... У лисы ... . У медведя .... (норка, берлога, нора, дупло)
Упражнение 54. Прочитайте и ответьте на вопрос заглавия.
Знаете ли вы, кто я?
Мой домик в дупле дерева. Я питаюсь орехами, грибами. Шубка у меня тёплая, хвост пушистый.
14. Предметы на вопрос кто? и на вопрос что?
Ходит человек на своих двух ногах, да не очень быстро.
Лошадь на своих четырёх бе- жит скорее его. Сани на полозьях так и катятся. Поезд быстрей лошади мчится. Автомобиль тоже от по- езда не отстанет.
Птица перегонит и поезд, и автомобиль.
А самолёт и птице не догнать.
Назовите предметы, о которых вы прочитали. Какие слова здесь выделены. Прочитайте. Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? и какие на вопрос что? Ставьте эти вопросы и отвечайте:
Кто?— Человек, .... . Что?— Сани, ....
Упражнение 55. К названиям данных предметов поставьте вопросы кто? или что?