Среда
    28.06.2017
    17:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МИР УВЛЕЧЕНИЙ!
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИЗУЧАЮ САЙТ UCOZ

Категории раздела
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [8]
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [1]
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЧИ [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Главная » Файлы » ВСЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ » ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОПИСАНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
29.04.2013, 10:25

В. Г. ПОЛЯКОВ и В. М. ЧИСТЯКОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ГРАММАТИКА. ПРАВОПИСАНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
УЧЕБНИК
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ   1-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ИЗДАНИЕ  ВОСЬМОЕ
Утверждён Министерством просвещения РСФСР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
МОСКВА         1 9 52

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1.   Предложение.
2.  Составление предложений по картинкам.
3.  Составление предложений о предметах.
4.  Слово.
5.  Слог .
6.  Перенос слов.
7.  Повторение.
8.  Звуки и буквы.
9.  Русская азбука, или алфавит.
10. Большая буква в начале предложения.
11. Большая буква в именам и фамилиях .
12. Предметы.
13. Названия предметов.
14. Предметы на вопрос кто? и на вопрос что?
15. Большая буква в кличках животных.
16. Беседа о предметах.
17. Действия предметов.
18. Рассказ по картинке.
19. Признаки предметов.
20. Повторение.
21.  Гласные и согласные звуки.
22.  Гласные буквы.
23.  Звук и буква  й.
24.  Буква ъ (твёрдый знак)
25.  Слова с буквой э
26.  Слова с буквой я
27.  Слова с буквой ю 
28.  Слова с буквой ё
29.  Слова с буквами е и ё  
30.  Согласные буквы
31.  Мягкий знак в конце слова.
32.  Мягкий знак в середине слова   
33.  Твёрдое и мягкое произношение согласных
34.  Написание жи, ши  
35.  Написание ча, ща, чу, щу
36.  Повторительные упражнения на всё пройденное

 

1. Предложение.

Мать шьёт.
Мальчик читает книгу.

Девочка пишет.

Сколько здесь предложений?
О ком говорится в первом предложении? во втором предложении? в третьем предложении?

     Травка    зеленеет.    Солнышко    блестит.
Ласточка летит.

Сколько предложений вы прочитали?
О чём говорится в первом предложении? во втором предложении?
О ком говорится в третьем предложении?

 

Упражнение 1. Прочитайте вслух  стихотворение.

                  Птичка.

        Птичка летает.         Птичка летала.
        Птичка играет.         Птичка играла.
        Птичка поёт.             Птички уж нет.

Сколько тут предложений?
О ком говорится в первом предложении? А во вто-
ром? А в пятом?

Упражнение 2. Спишите данные предложения.

Мы смотрим картинку.
Мы читали.
Мы писали предложения.

 

2. Составление предложений по картинкам.

Беседа.

Кто нарисован на первой картинке? Что он делает?         
Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает?
Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец?
Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?    

 

Кто нарисован на этих картинках?
Что делает петух? собака? кошка? мышка?

Упражнение 3. Составьте по одному предложению
к каждой картинке.

Упражнение 4. Напишите два предложения по кар-
тинкам (по выбору).
Образец:  
                       

 

3. Составление предложений о предметах.

    Что стоит в классе на полу? Что висит на стенах?
Что лежит на столе? Что лежит на партах? Что стоит в углу?
Что лежит в шкафу? Что висит на доске?
      А кто сейчас находится в классе? Кто стоит? Кто сидит?
Кто спрашивает? Кто отвечает?

Упражнение 5. Составьте по одному предложению
о каждом предмете в классе.
     Образец: Стол стоит. Карта висит. Ученик отвечает.

Упражнение 6. Составьте и запишите по одному
предложению о трех предметах, которые есть в классе
(по выбору).
Образец:   Картина висит.
Прочитайте вслух записанные предложения. После
каждого предложения делайте остановку.

 

4. Слово.

Прочитайте вслух предложения.

1.  Зима холодная настала.
2.  Морозом речку заковало.
3.  Печальносмотриттёмныйлес.
4.  Пушистыйснеглетитснебес.

Почему третье и четвёртое предложения трудно читать?

   Предложения состоят из слов.  
   Каждое слово в предложении пишется отдельно.

Упражнение 7. Сосчитайте, сколько слов в первом
предложении. Сколько во втором?
Сколько слов в третьем предложении? Прочтите их.
Сколько слов в четвёртом предложении? Прочтите их.

Упражнение 8. Спишите.

Упражнение  9. Прочитайте.

Зимой.

    Пришла зима. Настали сильные морозы.
Зимой на улице холодно. Мороз щиплет нос.

Сколько предложений в рассказе „Зимой"?
Сколько слов в первом предложении?
Сколько слов во втором предложении?
Сколько слов в третьем предложении?

Упражнение 10. Составьте предложения из двух
слов (про мальчика, про девочку, про зиму, про мороз).

Упражнение 11. Придумайте и скажите предложе-
ния из трёх слов (про кого или про что хотите).

Упражнение  12.  Прочитайте  предложения  вслух.

Мама — моё любимое слово.
Я люблю свою маму.

 Наша речь состоит из слов.
 Слова мы говорим, поём.
 Слова мы слышим, когда их говорят другие.
 Слова мы читаем,  пишем. 
 Из слов мы составляем предложения.

Упражнение 13. Придумайте два предложения по
два или но три слова в каждом; запишите их.

 

5. Слог.

Мы   ве-сё-лы-е    ре-бя-та.              
На-ше   и-мя   ок-тя-бря-та.             

Мы   не   лю-бим   лиш-них   слов.
Будь   го-тов!   Всег-да   го-тов!     

Прочитайте (или спойте) эту песню все вместе,
хором.
Произносите слова по частям, как указано.
Прочитайте песню ещё раз, хлопая в ладоши; каждую
часть слова отмечайте одним хлопком.

  Слова при чтении можно произносить раздельно,
   по частям, по слогам.

Прочитайте хором по слогам:

— Гу-си, гу-си!   
— Га-га-га!          
— Есть хо-ти-те?
—Да, да, да!        

Упражнение 14. Прочитайте хором и спишите.

Дож-дик, дож-дик, ве-се-лей!
Ка-пай, ка-пай, не жа-лей!       
Толь-ко нас не за-мо-чи.          
К нам в о-кош-ко не сту-чи.    

Читайте  вслух.

Слова в один слог: мы, да, я, ты, лес,
снег.

Слова в два слога: имя, гуси, любим,
зима, зимой.

Слова в три слога: ребята, хотите,
картинка.

Слова в четыре слога: октябрята, весёлые.

Есть слова в пять слогов и больше.

Упражнение 15. Прочитайте и скажите, сколько
слогов в словах.

Дом, лес, луг, степь.
Школа, дети, книги, урок.
Озеро, деревня, берёзы.
Самолёты, пароходы.

Упражнение 16. Выпишите сначала слова в один
слог (односложные), потом — в два слога (двусложные),
а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четы-
рёхсложные).

На лыжах бегать стану я,
коньки налажу быстрые.
Пришла зима румяная,     
морозная, пушистая.         

Упражнение 17. Придумайте и скажите 5 слов
в один слог (односложные).
   Придумайте и скажите 5 слов в два слога (двусложные).
   Придумайте и скажите 5 слов в три слога (трёхсложные).

Упражнение 18. Даётся первый слог для дву-
сложных слов; придумайте сами второй слог, чтобы
получились слова.

ко-            ра-
ро-            ка-

Образец:  ко-са, ко-за.

Упражнение 19. Даётся второй слог для двуслож-
ных слов; первый слог придумайте сами, чтобы полу-
чились слова.

-ра             -ша
-ма             -тя

Образец:  Ве-ра, И-ра.

Упражнение 20. Составьте из слогов слова и за-
пишите. Имена пишите с большой буквы.

Упражнение 21.  Срисуйте клеточки, как здесь, и
впишите в них слоги, чтобы получились слова.

Упражнение 22. Смотрите на рамку со слогами;
выбирайте слоги и составляйте из них слова. Состав-
ленные слова записывайте.

Образец:  Маша.

 6. Перенос слов.

Если слово не помещается на строке, тогда часть
этого слова переносят на другую строку.

При переносе слов употребляется чёрточка (-).
Переносить слова можно только по слогам:
             бе-рёза, берё-за; маль-чик, ко-рабль.

Первый слог из одной буквы не оставляется на
прежней строке. Последний слог из одной буквы
 на новую строку:
                             оси-на, пе-ние.

Упражнение 23. Спишите и чёрточками покажите,
как можно перенести данные слова с одной строки на
другую.

Карандаш, ученик, девочка, эхо, осень,
часовой, ручеёк, радио, сокол, завод,
отличник, облако, озеро, уроки.

Упражнение 24. Перепишите слова; делите их чёр-
точками так, как нужно для переноса с одной строки
на другую.

Осока, армия, линия, лётчик, парус,
совет, союз, товарищ, поезд, огонёк,
машинист, огородник, станция, берёзка,
самолёт.

Букву й при переносе нельзя отделять от стоя-
щей перед ней буквы:
 
                    зай-чик, чай-ник, май-ка, чай-ка.

Упражнение   25.   Перепишите   слова;   делите   их
черточками, как для переноса.

Лужайка, хозяйка, лейка, фуфайка, тройка,
читайте, пойте, рисуйте.

Букву ь при переносе нельзя отделять от стоя-
щей перед ней буквы:
             коль-цо, крыль-цо, день-ги.

Упражнение   26.   Перепишите   слова;   делите   их
чёрточками, как для переноса.

Маленький   мальчик.   Серенький   зайчик.
Рисуйте кольцо. Больно пальчик.

Упражнение 27.  Читайте  вслух  слова по слогам,
как для переноса, а потом напишите их.

Горка, горько, большой, больной, кошка,
чайник, письмо, коньки, стройка.

Упражнение 28.  Перепишите;  делите   слова   чёр-
точками по слогам.

Наша песенка, над родиной лети.
Для тебя крутом открыты все пути.
Облети поля, и горы, и леса —
всюду встретишь пионеров голоса.

Упражнение 29. Перепишите предложения; делите
слова чёрточками по слогам, как для переноса.

Сидит зайка беленький.
Хвост у зайки серенький.
___
Мальчику купили коньки.
У кольца нет конца.

 

7. Повторение.

Весной.

Солнышко светит.    Лес оживился.
Бегут облака.             Поёт соловей.
Луг зеленеет.             Крик раздаётся
Сверкает река.           весёлых детей.

Упражнение 30. Прочитайте стихотворение „Вес-
ной" все вместе, хором.

Упражнение 31. Сосчитайте и ответьте,
сколько в этом стихотворении предложений.

   Сколько слов в первом предложении? Сколько слов
в пятом предложении? А в седьмом предложении?
   Назовите все предложения из двух слов.

Упражнение 32. Назовите в стихотворении слова
в один и два слога (односложные и двусложные).

Упражнение 33. Выпишите из стихотворения сна-
чала  все  односложные  слова,  а   потом — двусложные.

Упражнение 34. Спишите, разделяя слова на слоги;
чёрточками обозначьте, как следует перенести данные
слова с одной строки на другую.

Крыльцо, мотыльки, сильный, лужайка,
колокольчик, лейка, колхоз, соловей, чайка,
больница, школа, лилия, осина.

Упражнение 35. Спишите.

 

8. Звуки и буквы.

Маша позвала подруг пить чай.

Сколько слов в этом предложении? Какое первое
слово? Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог?
Какой второй? Сколько звуков в слоге ма? Какой
первый звук? Какой второй звук?

Слова состоят из звуков.
На письме звуки изображаются буквами.
Звуки мы слышим, произносим.
А буквы мы видим, читаем, пишем.  

Упражнение 36. Отвечайте на вопросы:

Сколько звуков в слове Маша? А сколько букв?
Сколько звуков в слове чай? А сколько букв?
Сколько звуков и букв в слове позвала?
Сколько   букв   в   слове   пить?   А   сколько   в   нём
звуков? Какие? Зачем же в этом слове мягкий знак (ь)?

 

9. Русская азбука, или алфавит.

 

Русский алфавит состоит из 33 букв.
Буквы бывают большие,или
прописные (А,Б,В...),
и малые, или
строчные (а, б, в...).
Буквы в алфавите расположены в таком порядке:

 

10. Большая буква в начале предложения.

Первое слово в предложении пишется с боль-
шой буквы.

В конце предложения ставится точка.

Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Грач прилетает.

С какой буквы надо писать первое слово в предло-
жении? Что надо ставить в конце предложения?

Упражнение 37. Прочитайте статью.

Жатва.

Созрели рожь и пшеница. Началась
жатва. Колхозники вышли в поле. Гудят

тракторы. Жужжат жнейки. Колхозницы

вяжут снопы. Ребята собирают колосья.

Сколько предложений в этой статье?
Каким знаком отделено одно предложение от дру-
гого?
С какой буквы написано первое слово каждого
предложения?

Упражнение 38. Прочитайте рассказ.

Зима.

Пришла зима выпал снег дети были на
дворе они делали куклу из снега.

Почему этот рассказ трудно читать?
Сосчитайте, сколько в нём предложений.
Разделите рассказ на предложения и спишите.

Упражнение 39. Прочитайте статью „Осень". Раз-
делите её на предложения. Спишите её.

Осень.

Опустели поля пожелтела трава обле-
тели листья поредели леса птички улетели

загудел ветер полил дождь

Упражнение 40. Прочитайте статью „Летом". Ука-
жите, где должны быть точки. Какие слова надо писать
с большой буквы?

Летом.

Солнце светит дует ветерок бегут об-
лачка луг пестреет порхают бабочки стре-
кочут кузнечики в траве лес шумит
речка под горой сверкает

Упражнение 41. Поставьте точки и спишите ста-
тью „После грозы". С какой буквы вы будете писать
первое слово в каждом предложении?

После грозы.

Дождь перестал гроза утихла гром
вдали  гремит в лугах закипела работа

 

11. Большая буква в именах и фамилиях.

Игра в прятки.

Дети играли в прятки. Костя залез
в копну сена. Таня и Катя забрались в са-
рай. Маленькая Настя встала за крылечко.
Юра спрятался  в малинник. Миша  водит.

Имена людей пишутся с большой буквы.

Упражнение  42.   Допишите   предложения.   Имена
пишите с большой буквы.

Упражнение 43. Выпишите сначала мужские имена,
а потом — женские имена.

Владимир, Надежда, Иван, Пётр, Ольга,
Михаил, Клавдия, Алексей, Павел, Василий,
Екатерина, Степан, Наталья, Фёдор, Борис,
Анна, Софья, Николай, Татьяна.

Упражнение 44. Прочитайте рассказ.

Кто мамин помощник?

Возвратился Ваня с поля.
—  Где ты пропадал?
—  Землянику по оврагу, мама,  собирал.
Следом Лиза прибежала.—  Ну, где ты была?
—  Мама,    мама,    я    цветочков   в   поле
нарвала.
—  Ну, а ты где был, Павлуша?
—  Грядки поливал и цыплят стерёг, чтоб
коршун их не заклевал.

Расскажите: Где был Ваня? Где была Лиза?
Где был и что делал Павлуша?
Выпишите имена детей из этого рассказа.

Упражнение 45. Выпишите сначала имена девочек,
а потом — имена мальчиков.

Таня,    Варя,    Костя,    Наташа,    Володя,
Дуня, Катя, Серёжа, Митя, Вера, Лена.

Имена девочек:...
Имена мальчиков:...

Фамилии   людей   пишутся   всегда   с   большой
буквы.

Иван Белов, Сергей Громов, Владимир Смир-
нов
, Анна Фомина, Ольга Карасёва.

Упражнение 46. Напишите имена и фамилии своих товарищей или подруг.

Образец:  Николай Иванов.
             Вера Соколова.

 

12. Предметы.

Что растёт на ёлке?
Чем украшают ёлку?

 

Ёлка.

Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
не растут на ёлке.
Не растут на ёлке
пряники и флаги.
Не растут орехи
в золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Новый год развесил
для советской детворы,
чтобы год  был  весел.

Упражнение 47. Назовите  предметы,  которые на-
рисованы на картинках.

Упражнение 48. Прочитайте стихотворение.

Первое дежурство.

Я дежурю первый раз,     
прибираю первый класс.
Замечательный класс       
получается у нас!             
Вот доска заблестела,     
вот и стол засиял.            
Даже наш кусочек мела    
в десять раз белее стал.    

Назовите предметы, какие находятся в вашем классе;
запишите их. Пишите так:

Предметы  в  классе:  стол, стул, доска, шкаф,
парты, ...
(Допишите, какие есть ещё.)

 

13. Названия предметов.

Назовите   предметы,   которые   нарисованы   на   кар-
тинках.

Отвечайте  на  вопросы:

Какие предметы находятся в комнате?
В комнате находятся следующие предметы: стол,
кровать, стулья, шкаф, ...
(ещё что?).

Какие предметы находятся на дворе?
Что вы видели в лесу?
Кого вы там видели?
Какие предметы у тебя в сумке?
Что на тебе надето?

Стол,   кровать,  сарай,  двор,  корова,   лошадь,
лес, берёза, сумка, рубашка
— всё это предметы.
Каждый предмет имеет своё название.

Упражнение 49. Припомните и назовите предметы,
которые вы видели на прогулке.
Припомните и назовите предметы, которые вы ви-
дели на реке.
Что выросло летом на огороде?
Что уродилось в поле?
Что уродилось в саду?
Кто работал на огороде? в поле? в саду?

О  предметах   можно   спросить:   кто   это?   или
что это?

Кто это?  — Ученик.
Что это?—  Стол.      

Упражнение 50. Запишите названия предметов по
порядку картинок.

Удочка.    Яблоко.    Репа.     Щука.    Заяц.
Мышка. Лопата. Грабли.

Упражнение 51. Нарисуйте сами пять предметов
(какие хотите) и подпишите их названия.

Упражнение 52. Спишите.

Любит Наташа лето. Летом в лесу она
собирает грибы, ягоды. Наташа видела
белку, ежа, малиновку.

Ответьте устно на вопросы:
Что любит Наташа? Что собирает Наташа в лесу?
Кого видела Наташа в лесу?

Гнёздышко.

Дети нашли в кустах
гнёздышко.
— Гляди, Петя,
три птички!..
На другое утро при-
шли дети, а гнёздышко
было пусто.

  

Ответьте на вопросы:  Кто был в лесу?  Что  нашли
дети в кустах? Кто был в гнёздышке?

Загадка.

Без рук, без топорёнка
построена избёнка.     

Упражнение   53.   Прочитайте,  а   затем   напишите
ответы по данному образцу.

У птички гнёздышко. У мышки ....
У   белки .... У  лисы ... .  У  медведя ....
(норка, берлога, нора, дупло)

Упражнение 54. Прочитайте и ответьте на вопрос заглавия.

 

Знаете ли вы, кто я?

Мой домик в дупле дерева.
Я питаюсь орехами, грибами.
Шубка у меня тёплая, хвост
пушистый.

14. Предметы на вопрос кто?
и на вопрос что?

Ходит человек на  своих  двух
ногах, да не очень быстро.  

   Лошадь  на  своих  четырёх бе-
жит скорее его.
   Сани на полозьях

так и катятся.
   Поезд быстрей лошади

мчится.

   Автомобиль тоже от по-

езда не отстанет.

Птица  перегонит и  поезд,  и  автомобиль.

А самолёт и птице не догнать.

Назовите предметы, о которых вы прочитали. Какие
слова здесь выделены. Прочитайте. Какие из этих слов
отвечают на вопрос кто? и какие на вопрос что?
Ставьте эти вопросы и отвечайте:

Кто?— Человек, ....  .
Что?— Сани, ....     
      

Упражнение 55. К названиям данных предметов
поставьте вопросы кто? или что?

Двор, конура, Жучка.
Школа, класс, ученики.
Речка, мельница, лодка, рыбак.
Дети, кузовок, грибы, цветы.
Коровы, пастух, собака.

Упражнение 56. Рассмотрите картинку. Назовите
все предметы, которые вы на ней видите. Скажите, на
какой вопрос эти предметы отвечают.

Упражнение 57. К названиям данных  предметов
поставьте вопросы кто? или что?

Лошадь,   телега,   метла,   кошка,   лопата,
коза, овца, ведро.

Упражнение 58.  Напишите,  кто живёт в лесу и что растёт в лесу.

Белка,  сосна,  ель,   ящерица,  берёза, ёж,
волк, малина,  ольха,   сова,  змея,  кукушка,
лиса,    осина,   дятел,    земляника,   медведь,
синичка, брусника.

Образец:     В лесу живут белка, ёж, ....
                В лесу растут сосна, ель, ....

 

—  Кто распевает в кустах?
—  В кустах распевает птичка.
—  Что несут дети из лесу?
— Дети несут из лесу грибы.

                         

Упражнение 59. Как спросить про предметы, о
которых говорится в данных примерах?

Взошло (что?) солнышко. Блестит (?)
роса. Дует (?) ветер. Чирикают (?) воробьи.
Кружатся (?) ласточки. Воркуют (?) го-
луби. Растёт (?) трава. Кукует (?) кукушка.

Категория: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Белянушка | Теги: русский язык, учебники, школа.1 класс
Просмотров: 2019 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0